Следовать

Практический курс для директора по развитию и стратегическому планированию

 13082325ceo 13081708    

Большая бизнес-игра. Развитие компании... стратегический выбор... огромные сложности, высокая неопределенность внешнего окружения, миллионные бюджеты, запредельная стоимость стратегических ошибок и ответственность...

И в то же время – развиваться стратегически необходимо. Те, кто этого не сделает, просто не успеют выжить, как не успели выжить медленно менявшиеся динозавры.
Как ни странно, но информации, в том числе и опыта, у большинства «игроков» достаточно.

Основная проблема состоит в том, чтобы объективно посмотреть на известные вещи и четко отделить «мух от котлет».

Большинство проблем лежит в незнании небольшого количества базисных вещей – из области экономики, психологии, юриспруденции, организации. А также – в неумении использовать имеющиеся знания – как теоретические, так и непрерывно приобретаемые с опытом.

Не требуется сверхъестественных прозрений, гениальных прорывов, запредельного напряжения сил. Имеющихся ресурсов оказывается – достаточно! – если не распыляться, не разбрасываться, работать четко, аккуратно – и целенаправленно.

Стоит по-другому взглянуть на известные вещи, и начать думать и поступать правильно – и ситуация на глазах начинает выправляться.

Чудеса и фантастика? Да нет, конечно. Просто – концентрированный опыт и немного умения трезво, здраво смотреть на вещи.

Программа

  1. Общее состояние дел в сфере развития компаний
    • Общие принципы принятия стратегических решений. Соотношение фактической информации, расчета, интуиции и воли
    • Управление стоимостью компании
      • Стоимость компании: мифы, реальность, здравое зерно.
      • Управление рыночной стоимостью компании
      • Потенциал продуцирования и потенциал развития
    • Текущее положение на рынках и перспективы
    • Компания как машинка по удовлетворению потребностей владельцев, сотрудников и клиентов. К чему стремиться: к развитию или к стабилизации
    • Внутренняя финансово-экономическая структура компании как основа анализа и принятия решений
    • Что такое «развитие компании», различные варианты развития – плавный и взрывной рост, «прыжок» и другие, их плюсы, минусы и иные свойства
    • Основные факторы развития. Стратегии обеспечения контролируемого развития: «инженерный» и «эволюционный» подходы
    • Сценарии будущего: алгоритмы разработки и формы представления сценариев будущего. «Человеколюбивый формат» представления информации. Анализ мировых тенденций: на что обращать внимание
  2. Основы управления рисками
  3. Стратегический анализ ближайшего внешнего (отраслевого) окружения
    • Структура рынков. Конкуренты по продукту, потребности и стилю жизни
    • Отраслевые характеристики: постоянная и переменная часть. Клиенты и поставщики как часть отраслевого окружения
    • Анализ конкурентов: объективное определение сильных и слабых сторон. Потенциал отъема рынка как основной показатель анализа конкурентов. Экспертные и регулярные методы ПОР
    • Определение перспективных ключевых факторов успеха в отрасли
  4. Изучение (анализ) собственной компании в целях оптимизации стратегии
    • Итоги стратегического анализа: правила оформления. Факт, потенциал развития и риски как составные части анализа компании
    • Схема стратегического анализа компании
    • Анализ 7S.
    • Факторный анализ подсистем внутренней среды предприятия.
    • Построение инновационного профиля организации.
    • Сценарный анализ.
    • Типичные проблемы на этапе стратегического прогнозирования
  5. Общие цели дирекции по развитию (ДР)
    • Оформление тактических, оперативных и стратегических целей компании: расширенные формы №1, 2, 4 и иные. Стоимость компании, дивиденды, EBUTDA, EVA и остальное: реальность и фантазии
    • Цели ДР как часть целей компании: декомпозиция и конкретизация
    • Ресурсное обеспечение достижения целей компании и ДР: бизнес-планирование «на салфетке»
  6. Стратегия развития:
    • Общие направления развития: шесть групп активов как основа развития. «От хорошего к великому» - истина и ошибки
    • Общие направления развития: подход от основных управленческих компетенций
    • Стратегии организации
      • Направление стратегии: стабилизация, рост, выход с рынков, дрейф по рынкам
      • Управление бизнесом: стратегии сокращения издержек, дифференциации, фокусирования. Стратегии на росте, на спаде, в стагнации
      • Функциональные стратегии: финансовые, стратегия управления персоналом, управления информационными технологиями, ресурсные стратегии, стратегии структуры капитала
    • Факторный анализ перспективных активов
    • Конкретизация понятия «успешное развитие». Компания как «машинка по зарабатыванию денег»: ее свойства и характеристики
    • Выбор основных стратегических ТТХ компании. Миссия, цели, задачи: разработка и оформление в строгом и «эмоционально-политическом» формате
    • Обеспечение ритмичности и равномерности работы и развития
    • Учет в стратегии компании возможностей спадов, кризисов и «взлетов»
    • Оформление стратегии развития как основы для работы ДР: форматы и ориентиры
    • Распределение работы между ДР и руководством компании
  7. Финансовое, управленческое и иное обеспечение стратегии развития. Источники капитала, организационное и юридическое оформление. Венчурный капитал, «техасская дуэль» и другие
  8. Основные ресурсы ДР и используемые технологии
    • Ресурсы
      • Человеческий ресурс: владельцы, ГД, директора по развитию, специалисты ДР. ТОР-менеджеры и другие сотрудники компании. Основные свойства человеческих ресурсов: объективизация опыта, образования, психологических качеств
      • Основные средства и инфраструктура региона
      • Ноу-хау и иные нематериальные активы
      • Покупатели и рынки в целом
      • Финансовый ресурс и отношения с поставщиками, банками
      • «Связи» ТОР-менеджеров и иных сотрудников
    • Директор по развитию и дирекция по развитию как самостоятельный стратегический ресурс: требования к ним, сфера ответственности, повышение качества
    • Подходы и методы
      • Анализ: PEST-анализ, методы отраслевого и конкурентного анализа, SWOT-анализ, портфельный анализ, методы прогнозирования, факторный анализ; объекты анализа, оформление результатов анализа
      • Рекомендации. Система 7Р
      • Стратегическое бюджетирование и планирование
      • Исполнение принятых проектов
  9. Прямое и косвенное управление людьми. Мотивация
    • Основы психологии управления: объект и субъект. Мотивация, стимулирование, манипулирование
    • Основные типы команд в коммерческих компаниях – от детского сада к артели
    • Трансляция и декомпозиция ценностей компании в команды, коллективы и отдельным сотрудникам
    • Этический кодекс компании
    • Поставщики и клиенты как мотивируемые субъекты и часть компании
    • Разработка, создание и актуализация системы управления кадрами под стратегию компании
  10. Место дирекции по развитию в структуре компании
    • Порядок взаимодействия ДР с высшими эшелонами: СД, владельцами, ГД
    • Штаб или спецназ? Управленческая и продуктивная функции ДР. Прямое и косвенное (нормативно-контрольное) управление развитием
    • Департамент стратегического планирования: цели, задачи, функции, взаимоотношение с другими подразделениями
  11. Конкретные цели и задачи дирекции по развитию, результаты ее работы
    • Оперативные и тактические показатели компании, дирекции по развитию и отдельных проектов развития
    • Актуализация стратегии
  12. Оформление правил развития: общий регламент дирекции по развитию и департамента стратегического планирования
    • Права и обязанности служб и отдельных менеджеров компании по выработке и актуализации стратегии
    • Формат Положений о службах развития
    • Основное содержание регламентирующих документов «по сути»
      • Объекты воздействия
      • Субъекты воздействия
      • Взаимодействие с другими подразделениями
    • Основные регламентирующие документы
      • Миссия, стратегия, кодекс этики
      • Бюджеты, права и обязанности
      • Соотношение публичных, открытых и конфиденциальных частей документов
  13. Продуктовый подход в Дирекции по развитию
  14. Основы управления комплексом проектов
    • Централизованные и распределенные системы управления развитием
    • Постановка целей.SMART-критерии и современные технологии разработки удовлетворяющих им решений
    • Контроль и помощь со стороны ДР
    • Команды специального назначения в ДР
  15. Партнерские стратегии развития
    • Как вычислить оптимального партнера
    • Партнерство финансового характера
    • Стратегическое продуктовое партнерство: ВИК и холдинги
    • Партнерство с персоналом
    • Оформление партнерства
  16. Итоговый динамический образ работы дирекции по развитию и компании в целом: сага о будущих успехах. Реализация стратегии развития
    Кейс: компания на 100 миллионов долларов вырастает из компании на 10 миллионов рублей
    • Бизнес-идея и рынок (потребители, поставщики, конкуренты, сотрудники, регуляторы)
    • Стратегия и миссия
    • Бюджет и план
    • Организационные диаграммы компании
    • Основные частные проекты в рамках общей стратегии развития: цели, сроки, ресурсы
    • Действия дирекции по развитию: дневник